История села
Алексеевка – центральная усадьба совхоза «Алексеевский». Есть средняя школа, детский сад, врачебная амбулатория, профилакторий, Дом культуры, 2 библиотеки, церковь, мечеть.
Основано на территории Минской волостной Казанской дороги, известно с 1730 года.
В XIX веке было имением А.Ф.Моисеева, дяди А.С.Демидовой. В 1865 в 80 дворах проживало 517 человек. Занимались земледелием, скотоводством. Была ветряная мельница. До 1870 года произошло слияние Алексеевки с деревней Моисеевка (Демидовка), после 1969 года с деревней Сосновка (Демидовка) и Тарбеевка. В 1906 году зафиксирована церковь, церковно – приходская школа, 2 ветряные мельницы, бакалейная лавка, хлебозапасный магазин. Около Алексеевки обнаружены стоянки срубной культуры и черкаскульской культуры.
Село Алексеевка расположено в 12 км. от города Уфы – столицы Башкортостана на левом берегу реки Белой, на берегу озера Ломоносовское, на высокой гряде. Место расположения было очень выгодное. Через озеро село связано с рекой Белой. Из Уфы можно было попасть в село на лодке, позднее на судах через озеро. Село было связано с Уфой паромной переправой через Белую.
В 1557 году произошло добровольное присоединение Башкирии к Российскому государству. Царь Иван IV жаловал новых подданных землями, т.е. юридически закрепил за башкирскими племенами право владения той территорией, на которой они издавна жили. За «пожалованную землю» башкир обязали ежегодно обязали платить ясак пушниной, скотом, медом.
Однако, войдя в состав России, Башкирия не приобрела свободы, а была превращена в колонию российского царизма. Проникновение военных и служивых людей и крестьян – переселенцев в Башкирию первоначально произошло на северо – западе по Каме и Белой.
В крае постепенно появились крепости и города – опорные пункты царского правительства. В 1574 году на правом берегу р. Белой, недалеко от устья р. Уфы была заложена крепость. Назвали ее Уфа. В 1586 году она стала городом. В городах жили в основном русские служивые люди, военные. С конца ХVI века правительство начало раздавать им поместья за службу за счет земель, отнятых у башкир. Кроме того, правительство щедро вознаграждало уфимских дворян дополнительными участками земли за участие в войнах или в подавлении башкирских восстаний. Ко всему прочему дворяне самовольно расширяли свои владения. Широкое распространение получил захват земель под видом пустых, якобы никому не принадлежащих. Это облегчалось тем, что башкиры владели землей по «старинке» и у большинства у них не было официальных документов на свои земли.
Из рассказов старожилов с. Алексеевка Фролова Николая Семеновича 1907 года рождения, Кулиной Анны (1903 г.р.), Кулиной Татьяны (1902г.р.), Филатовой Пелагеи (1913 г.р.), Лапковой Марии (1914 г.р.), Вешенкиной Анисьи (1908) г.р.), Сидорова Михаила, Акимовой Капитолины (1908 г.р.) мы узнали, что первыми помещиками были Ломоносов, Демидов, Алексеев. Им также было разрешено занять «пустые» земли. С начала Х в. начался стихийный наплыв крестьян, деревни разрастались. По имени владельца называли и деревню: Ломоносово, Демидово, Алексеевка (по воспоминаниям старожилов). Все эти три деревни находились рядом.
Сторожительница Акимова Капитолина Тимофеевна (1908 г.р.) в девичестве Филиппова, принадлежит роду, 5 поколений которого прожили в Алексеевке. Она сохранила воспоминания, из которых следует, что село Алексеевка возникло где-то в начале XVIII.
В пореформенный период усилилась колонизация Башкирии. Переселенцы шли стихийно из разных губерний Европейской России. По рассказам тех же сторожилов, большой поток переселенцев был из Тамбовской, Воронежской и особенно из Симбирской и Казанской губерний. На башкирские земли их привлекали слухи об изобилии свободной земли и дешевых ценах на нее. Зажиточные переселенцы приобретали земли в собственность в зависимости от своего состояния. В этот период жил в Алексеевке помещик Вениамин Васильевич Фролов. Сам он проживал в основном в Уфе, но имел дом в Алексеевке. Хозяйством управлял приказчик. Часть своих земель он распродал богатым переселенцам.
Большой наплыв переселенцев привел к небывалым темпам распашки целинных земель и вырубке лесов. Особенно сильно истреблялись леса по р. Белой и р. Уфа. Крестьяне занимались земледелием и скотоводством. Выращивали рожь, ячмень, гречиху. Пшеницы высеивали мало. Картофель так же сажали мало. Почти все крестьяне в хозяйстве имели лошадь, корову, 5-6 овец, 2-3 свиньи, птицу. По мере развития промышленности в России место сохи, лопаты, серпа заняли плуг, сеялки, сенокосилки, веялки. Но это было у зажиточных крестьян.
Бедные крестьяне еще долго все делали вручную. Многим беднякам не хватало зерна до нового урожая. Они брали его в долг у зажиточного помещика Фролова или купца Апполона Чижова. Чижов был очень богатым, имел в Алексеевке дом, сиреневый сад на берегу озера, яблоневый сад, известный на всю округу. Был у него также дом в Дмитриевке, Уфе. Свои долги крестьяне отрабатывали на помещичьей земле. Фролов и Чижов имели большие стада скота, табуны лошадей. У Фролова была даже паровая мельница.
Во время I Мировой войны (1914-1918гг.) в хозяйствах богачей использовались пленные немцы и австрийцы. Мельницу обслуживал пленный немец.
К началу ХХ века в селе насчитывалось около 130 домов. Дома располагались по обе стороны основной дороги. В основном они были срублены из дерева, одноэтажные, с крышей на два ската, без резных украшений, крытые соломой и тесом. У более зажиточных дома были покрыты железом. По внешнему виду дома судить об экономическом состоянии хозяйства. В избе стояла обязательно русская печь с лежанкой, в переднем углу весела икона, вдоль стены стояли лавки и деревянный стол в центре избы. Кровати были деревянными почти у всех крестьян. Назывались они нары. Одежда крестьян была очень скромной: рубахи, синие домотканые штаны, лапти.
По рассказам старожилов в конце ХIХ века в селе была построена церковь. Решением крестьянского схода напротив церкви была построена вольная школа для крестьян. Обучение длилось 4 года. Преподавали закон божий. Старожилы помнят учительницу Закаиду Гавриловну (фамилию, к сожалению, никто не помнит). Это была церковно-приходская школа. Вся тяжесть содержания школы лежала на плечах крестьян. Родители не всегда были в состоянии учить детей в школе, многие дети оставляли учебу. Так Сурков проучился всего 1 месяц, Сидорова Александра 2 месяца, Акимова Капитолина 2 года, Лапкова Мария несколько недель. Грамотных людей в селе было мало. Никто из крестьян не выписывал и не получал газет и журналов.
После гражданской войны начальная школа была открыта в доме Фролова В.
В селе было много верующих. Церковь была построена раньше, чем школа, где-то в 1890 г. Часто проводились религиозные праздники. В церкви был свой церковный хор, пели молитвы, проводились религиозные службы. Первым попом был Бардуков. Церковь имела 7 десятин земли. После Бардукова попом стал Александр Иванович Сазонов. Во время Великой Октябрьской революции церковь была закрыта. После Гражданской войны церковь вновь стала действующей. Здесь проходило отправление религиозных праздников, отпевание, венчание. Закрыта церковь была в 1937 году при попе Толуянове. Александра Ивановна Петрова вспоминает: «Заходишь в церковь и, как будто, свет льется со всех сторон. Очень красивая она у нас была: огорожена невысоким заборчиком, а вокруг, на сколько глаз хватает, акация да сирень. Ближе к 1940 году иконы стали вывозить, купола сняли, колокола перестали звонить на всю округу. Последнего батюшку Толуянова, как вспоминают старожилы, расстреляли». В 1992 году церковь снесли полностью, так как здание почти полностью разрушилось.